Развитие силовых способностей

Силовые способности — это возможности детей, которые проявляются в преодолении внешнего сопротивления или в противодействии ему за счёт мышечных усилий. Силовые способности различаются в зависимости от режима работы мышц. Известно, что мышцы могут проявлять силу: 1) без изменения своей длины (такой режим называется статическим или изометрическим); 2) при уменьшении их длины (преодолевающий, миометрический режим); 3) при их удлинении (уступающий, полиометрический режим). Второй и третий режимы называются динамическими.

Исходя из сказанного, выделяют собственно силовые (в статических режимах и медленных упражнениях) и скоростно-силовые (динамическая сила в быстрых движениях, в частности амортизационная, взрывная сила и др.) способности. В этой связи здесь и пойдёт речь о методиках воспитания собственно силовых способностей и скоростно-силовых способностей у младших школьников.

Оценить силовые способности можно с помощью приборов и тестов. Для оценки силы основных мышечных групп (наиболее распространено измерение силы кисти и становой силы) рекомендуется использовать динамометры, а также подтягивания из виса на высокой перекладине (мальчики), из виса лёжа на низкой перекладине (девочки).

Для оценки силы учащихся I-IV классов вполне подходят всевозможные упражнения по сгибанию и разгибанию рук, подниманию и опусканию прямых ног (например, в висе спиной к гимнастической стенке), приседание и вставание с партнёром на плечах (оба держатся на уровне груди за рейки гимнастической стенки) и др.

Для оценки скоростно-силовых способностей предлагаются такие контрольные испытания, как всевозможные прыжки и метания. Наиболее распространён среди них тест — прыжок в длину с места, который из-за своей высокой добротности и относительной простоты проведения входит в большинство батарей тестов (в том числе и в рекомендованную в программе), определяющих физическую подготовленность человека.

Таким образом, об уровне силы судят по величине поднятого веса, силе сжатия динамометра (в кг), количеству отжиманий в упоре или числу подтягиваний в висе, дальности прыжка, метания и т.п.

Силовые способности вполне успешно развиваются у учащихся начальной школы. По данным ряда специалистов (В.Ф.Ломейко, А.М.Шлёмин, С.А.Баранцев и др.), различные силовые способности у мальчиков 7-10 лет улучшаются на 28,0-36,0%, а у девочек — на 26,0-56,6%. Однако необходимо учитывать индивидуальные различия в проявлении силы различных мышц и исходя из этого подбирать средства и методы их совершенствования.



Экспериментально доказано, что целенаправленные воздействия на собственно силовые и скоростно-силовые способности учащихся начальной школы длительностью 1,5-4,5 мин (на одном уроке) дают прирост в развитии указанных качеств уже за 8 уроков, а в течение года эффект воздействия становится весьма заметным (А.М.Шлёмин, С.А.Баранцев).

К основным положениям методики развития силовых способностей детей младшего школьного возраста можно отнести следующие:

— учителю необходимо обеспечить гармоническое развитие силы всех мышечных групп двигательного аппарата учащегося;

— преимущественный объём упражнений на силу должен состоять из упражнений скоростно-силового и скоростного характера (прыжки, метания, бег на скорость, ускорения, общеразвивающие упражнения с предметами: гантелями, набивными мячами — и без предметов, подвижные игры, доступные единоборства, эстафеты);

— вес внешних сопротивлений не должен превышать 0,5 массы тела ребёнка;

— упражнения, отягощённые весом собственного тела, вполне допустимы и необходимы. В этом случае движение в силовом отношении является более лёгким, чем при преодолении внешнего сопротивления такой же массы. Например, мальчику значительно легче подтягиваться в висе на высокой перекладине, чем выжать штангу весом, близким к собственному;

— при воздействии на собственные силовые возможности вес отягощений подбирается такой, чтобы упражнение с ним можно было повторить 4-7 или 8-12 раз. Это же правило вполне подходит к разнообразным упражнениям, отягчённым весом собственного тела (отжимание, приседание, подтягивание и т.п.). Однако в последнем случае число возможных повторений в одном подходе может быть и меньшим — 1-3 раза;

— как только сила вырастает настолько, что ребёнок может легко выполнять какое-либо движение на силу 12 раз, упражнение нужно усложнить, чтобы его можно было выполнять 4-7 раз. Например, от отжимания в упоре лёжа перейти к отжиманию в упоре с опорой ногами о гимнастическую скамейку и т.п.;



— в занятиях вполне допустимо использовать 2-3 изометрических упражнения в виде повторных напряжений длительностью 3-6 с (например, удержание тела в висе на согнутых руках);

— силовые упражнения следует сочетать со скоростно-силовыми и координационными упражнениями и заданиями на гибкость;

— обобщённые характеристики нагрузки и отдыха в упражнениях на силу приведены в таблице 5.

Таблица 5


razvitie-socialnoj-psihologii-v-rossii-diskussii-o-predmete.html
razvitie-sociologii-posle-revolyucii-1917-goda.html
    PR.RU™