Развитие систем управления качеством

Развитие системы сертификации

Совершенствование Системы стандартизации, применение международных стандартов — неплохая предпосылка для создания пред­приятиями систем обеспечения качества, способных значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Важ­но признание таких систем потребителем. Этого можно достичь с помощью сертификации. Сертификация продукции в момент покупки позволяет проверить соответствие товара требованиям стан­дартов. Сертификация устанавливает, что продукция испытана, проверена достаточно объективно.

Сертификация — совокупность действий и процедур в целях подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что товар соответствует требованиям стандартов.

В развитии сертификации отмечается смещение акцента от сертификации продукции к сертификации используемых на предприятиях систем обеспечения качества. В последнем случае она может осуществляться по моделям, установленным МС ИСО 9000. Российское предприятие может выбрать модель, сообразуясь с по­требностями рынка и конкретных потребителей.

В Российской Федерации в апреле 1992 г. был принят Закон о защите прав потребителей, в котором нашли отражение и вопросы сертификации, а в июле 1992 г. — постановление Правительства России по этапному введению обязательной сертификации това­ров и услуг.

Политика предприятия в области качества

Современная политика передовых отечественных и зарубежных предприятий в области качества заключается во взаимосвязанно­сти и неотделимости ее от общей политики предприятия. Техниче­ская, экономическая и социальная политика рассматриваются как естественный результат или средство успешного решения задач ка­чества, К таким задачам относятся:

• расширение или завоевание новых рынков;

• достижение технического уровня продукции, превышающе­го уровень ведущих предприятий;

• улучшение важнейших показателей качества продукции;

• снижение уровня дефектности изготовляемой продукции;

• развитие сети сервисных услуг;

• увеличение сроков гарантии на выпускаемую продукцию.

Для успешной реализации этих задач необходимо выделить ос­новные направления и определиться в общих принципах действий в области качества.

Направления в области качества, по существу, И являются стратегией развития, разработка которой даст возможность пред­приятию хорошо взвесить реальные возможности в осуществле­нии своих планов.



Определение направлений подразумевает выделение приоритетных направлений деятельности и расстановку акцентов в приложении усилий работников предприятия при решении ранее обозначенных задач. Их разработка осуществляется на основе альтер­нативных (прогнозных) вариантов расчета прибыли, возможных издержек по каждому из направлений и выбору оптимального с учетом позитивных моментов.

Политика в области качества оформляется документально, в виде основополагающего документа. Качество этого документа и степень детализации дают представление об общем отношении и придаваемом значении этой проблеме на предприятии.

С позиций предприятия существует два подхода для достижения определенного уровня качества. Первый подход заключается в возможности достижения заданного уровня качества за один цикл, или этап. Второй подход поэтапное финансирование повышения уровня качества по мере накопления финансовых средств на эти цели. В условиях рыночной экономики любой из рассматриваемых подходов может быть тактически оправданным. Очевидно, что реализация первого подхода подвержена большему риску в связи с большим периодом прогнозирования и планирования и требует более тщательной проработки.

Обычно предприятие пользуется таким подходом на локаль­ном рынке при модернизации изделий, внесении в конструкцию изменений в целях постепенного улучшения уровня качества и удовлетворения специфических потребностей рынка. В условиях ограниченности средств предприятие не в состоянии выделить не­обходимые ресурсы для проведения крупномасштабных акций по улучшению качества, поэтому выпускает на рынок Определенный объем продукции невысокого качества, но пользующейся спросом у определенной группы потребителей, довольствуясь временным, небольшим успехом. Поэтапное достижение заданного уровня ка­чества связано с дополнительными затратами времени, необходи­мого для накопления финансовых средств и осуществления нового витка качества на более высоком уровне. Такая стратегия в форми­ровании необходимого уровня качества содержит элемент «запаз­дывания» и используется далеко не всегда.



В последние годы первый подход становится более актуаль­ным, так как имеет достаточно весомые преимущества.

Во-первых, он обеспечивает большую централизацию и коорди­нацию всех стадий проектирования и производства изделий. Во-вто­рых, этот подход выводит предприятие на рубежи мирового уровня качества или его опережения. В связи с этим предприятие может пользоваться всеми преимуществами глобальной интеграции:

• снижением издержек, связанных с использованием между­народного разделения труда;

• ускоренными сроками внедрения на рынок;

• возможностью применения информационных технологий;

• доступностью источников сырья;

• использованием современных технологий, изобретений и т.д. .

В-третьих, достигается «скачок» уровня качества, который обеспечивает предприятию преимущества высшего порядка в бо­лее длительном временном интервале.

Крупные фирмы могут применять также и смешанную стратегию, действуя глобально, где это возможно, и локально, где необходимо. На государственном уровне практика финансирования и кре­дитования должна быть направлена на отбор высокоэффективных проектов, разработку и освоение новой прогрессивной продукции,

предоставление предприятиям льгот по платежам в бюджет в случае освоения высокоэффективной продукции.

Современная стратегия финансирования заключается в том, что высокое качество и удовлетворение потребителя должны со­провождаться снижением издержек производства при снижении степени риска и повышении эффективности вложений средств на эти цели.

Реализация политики в области качества происходит через сформированную систему качества, Главной функцией которой является управление качеством.


razvitie-sovremennogo-promishlennogo-dizajna-v-20-godi-xx-veka-peter-berens-pervij-promishlennij-dizajner.html
razvitie-spec-psihv-nachale-hh-veka.html
    PR.RU™