Развитие социальной психологии в России (дискуссии о предмете).

Общее современное определение предмета соц. психологии: изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Подобный подход к пониманию предмета соц.психологии появился после продолжительных дискуссий. В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии:

1) 20-е гг.

2) конец 50-х – начало 60-х гг.

1) 20-e гг.

В 20-е гг., т.е. в первые годы Советской власти, дискуссия о предмете социальной психологии была стимулирована двумя обстоятельствами. С одной стороны, сама жизнь в условиях послереволюционного общества выдвинула задачу разработки социально-психологической проблематики. С другой стороны, идейная борьба тех лет неизбежно захватила и область социально-психологического знания. Эта идейная борьба развернулась в те годы между материалистической и идеалистической психологией, когда вся психология как наука переживала период острой ломки своих философских, методологических оснований.

Для судьбы социальной психологии особое значение имела точка зрения Г.И.Челпанова, который, защищая позиции идеалистической психологии, предложил разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой, не зависимой от мировоззрения вообще и от марксизма в частности.

С его точкой зрения были не согласны те психологи, которые принимали идею перестройки философских оснований всей психологии, включения ее в систему марксистского знания. Кто возражал:

1. С т.з. марксистской философии вся психология социальна, а значит нет необходимости выделять еще какую-то специальную социальную психологию: просто единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива (Артемов)

2. Представители реактологии. Предлагалось сохранение единства психологии, но в данном случае путем распространения на поведение человека в коллективе метода реактологии. Конкретно это означало, что коллектив понимался лишь как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии было измерение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций (Корнилов)

3. Блонский. "Социальность" рассматривалась как особая деятельность людей, связанная с другими людьми. Под такое понимание социальности подходила и "деятельность" животных. Поэтому предложение Блонского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем. Противоречие между социальной и какой-либо другой психологией здесь также снималось.



4. Представители рефлексологии. Для решения социально-психологических проблем Бехтерев предложил отрасли рефлексологии, в частности, "коллективную рефлексологию" и считал, что ее предмет – это поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Для Бехтерева такое понимание коллективной рефлексологии представлялось преодолением субъективистской социальной психологии, которое заключалось в том, что все проблемы коллективов толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Социально-психологический подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с условиями жизни и классовой борьбы в обществе). В конечном итоге предмет коллективной рефлексологии определялся следующим образом: "изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ..., проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов"

Рефлексологическая концепция Бехтерева не стала основой подлинно научной социальной психологии за счет слишком сильного веяния механицизма, который и главенствовал во всей рефлексологии (рассматривались биологические особенности личности, ее соц. инстинкты).

5. Рейснер. Предлагал построить марксистскую социальную психологию путем прямого соотнесения с историческим материализмом ряда психологических и физиологических теорий. В социально-психологической сфере допускалось прямое отождествление условных рефлексов, например, с надстройкой, а безусловных – с системой производственных отношений. В конечном счете, социальная психология объявлялась наукой о социальных раздражителях разных видов и типов.



Несмотря на субъективное желание многих психологов создать марксистскую социальную психологию, такая задача в 20-е гг. не была выполнена. Не было четкости относительно предмета социальной психологии: с одной стороны, социальная психология отождествлялась с учением о социальной детерминации психических процессов; с другой стороны, предполагалось исследование особого класса явлений, порождаемых совместной деятельностью людей и прежде всего явлений, связанных с коллективом.

Результатом этой борьбы мнений явился тот факт, что лишь трактовка предмета социальной психологии как учения о социальной детерминации психики, была «одобрена». Поскольку в этом понимании никакого самостоятельного статуса для социальной психологии не предполагалось, попытки построения ее как особой дисциплины (или хотя бы как особой части психологической науки) прекратились на довольно длительный срок. С учетом того, что на Западе соц. психология совершенно нормально развивалась и без влияний марксизма, соц. психологию вообще стали воспринимать как продукт буржуазии, соответственно, в нашей стране такое изучать нельзя. В нашей стране наступил «перерыв» в существовании этой дисциплины, но отдельные исследования, которые не позиционировались как социально-психологические, имели место быть, например, в педагогике (Макаренко), философии, психологии (Выготский). Выготский: 1) социальная детерминация психики за счет усвоения соц.-истор. форм деятельности 2) его мнение о предмете соц. псих-и: "предмет социальной психологии – психика отдельного человека, а коллективной – личная психология в условиях коллективного проявления». Выготский сравнивает не "общую" и "социальную" психологию (как это обычно делается теперь), а "социальную" и "коллективную".


razvitie-transportnoj-infrastrukturi-krupnejshih-gorodov.html
razvitie-trudovogo-potenciala-organizacii.html
    PR.RU™