РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА.

Несколько слов необходимо сказать о первых годах послереволюционного периода в развитии социологии, который был непрост.

Вначале интерес к социологии сохранялся, и даже начался процесс ее институционализации. В 1918 году Совнаркомом планируется проведение ряда социологических исследований для разработки теории нового общества. И социологи (при поддержке партии большевиков) приступили к решению этой задачи. В Петроградском и Ярославском университетах создаются кафедры социологии, вводятся ученые степени по социологии и учреждается научное учреждение - Социобиблиологический институт, директором которого назначают К.М. Тахтарева. В 1920 г. в Петроградском университете образуется факультет общественных наук (с оделением социологии), который возглавил П.А. Сорокин. Председателем возобновившего свою деятельность Российского социологического общества становится Н.И. Кареев.

В эти же годы начинает массово издаваться социологическая литература. Выходит в свет журнал «Статистика труда». В 1920 и 1926 году проводится перепись населения, дающая интересную и обширную информацию по социальному составу населения. Проводятся социально-экономические и социально-этнографические исследования, которые вносят существенный вклад в развитие отечественной социологии.

Но в дальнейшем развитие социологии идет на спад. Сначала определенной вехой послужила высылка ряда крупных ученых из страны (наряду с Сорокиным это были философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А Ильин, Н.О. Лосский и др.). Под влиянием идей Н.И. Бухарина намечается тенденция отождествления социологии с историческим материализмом, который впоследствии рассматривается как ее методологическая база, а философия – как источник социологического знания. А уже с 30-х годов социология упраздняется, объявляется «буржуазной лженаукой», и на фундаментальную и прикладную социологию накладывается запрет. Из научного обихода изымается вся изданная социологическая литература.

Первое и медленное возрождение социологии происходит только в 60-е годы XX века, в так называемый период «Хрущевской оттепели». В 1969 году создается Институт конкретных социологических исследований (что, видимо, было призвано очертить область, на которую они могла распространяться), в 1972 году он все-таки переименовывается в Ин-тут социологических исследований, хотя и в это время социологи преимущественно занимались вопросами трудовой деятельности в рамках конкретных организаций. Только в 1988 году он стал именоваться как Институт социологии, что, по сути, означало «открытие дверей» для проведения исследований, касающихся протекания процессов в обществе в целом.



Год окончательной институционализации социологии как науки – 1991, в это время она не просто получает статус самостоятельной области научного знания, но и в ВАКе присваиваются ученые степени социологических наук.

Практикум.

Контрольные вопросы:

Ø В чем отыскивал источники социального неравенства один из предшественников социологии Ж.-Ж. Руссо?

Ø Что, по мнению А. Сен-Симона должно рассматриваться в качестве критерия общественного прогресса?

Ø Кого принято считать основоположником социологии как науки?

Ø Почему на возраст социологии существует две точки зрения: стара как этот мир и относительно молода?

Ø Что послужило причиной, обеспечившей необходимость выделения социологии в качестве самостоятельной науки?

Контрольные тесты

Выберите варианты ответов, которые вы считаете правильными

1. Идея поступательного общественного развития получила вид «закона трех стадий» в научных трудах:

1. О. Конта

2. Г. Спенсера

3. Э. Дюркгейма

4. К. Маркса

2. Солидарность, как некий системообразующий фактор социальной реальности, способ организации, функционирования и развития общества, является центральной категорией в учении:

1. О. Конта

2. Э. Дюркгейма

3. Г. Зиммеля

4. Т. Веблена

3. Работу «Протестантская этика и дух капитализма» написал…

1. Г. Зиммель

2. М. Вебер

3. Э. Дюркгейм

4. Г. Лукач

4. Категория «идеального типа», как некоторого эталона, позволяющего изучать реальность через степень отклонения от логически непротиворечивого идеала, была введена:

1. О. Контом

2. Г. Спенсером

3. Э. Дюркгеймом

4. М. Вебером

5. Идея гуманистического содержания общественного прогресса в русской социологии была предложена представителями:



1. Неопозитивизма

2. Субъективной школы

3. Марксистской социологии

4. Географического направления

6. В своей работе __________ «Россия и Европа» выдвинул теорию обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам

1. М.М. Ковалевский

2. Н.Я. Данилевский

3. Г.В. Плеханов

4. Л.И. Мечников

7. Автором «Системы социологии», послужившей основой для дальнейшей разработки «теории социальной стратификации» и «теории социальной мобильности» является:

1. С.М. Соловьев

2. П.Л. Лавров

3. Н.И. Кареев

4. П.А. Сорокин

8. Первоначально российская социальная мысль преимущественно развивалась А) В русле решения вопросов сельскохозяйственного труда; Б) В решении проблем индустриального капиталистического развития

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Оба суждения верны

4. Оба суждения неверны

9. Одним из представителей Чикагской школы, создателем теории социальной экологии является:

1. П. Блау

2. Г. Маркузе

3. Р. Парк

4. Ч. Кули

10. Центральная тема в социологии _________ – проблема социального порядка, возникающего под влиянием 2-х процессов: тенденции социальной системы к сохранению и установлению постоянства по отношению к среде:

1. Ч. Миллс

2. Т. Парсонса

3. Р. Мертона

4. А. Щюц

11. Акцентируя внимание на дисфункциональных явлениях в обществе, _______ вводит понятие дисфункции:

1. Ф. Знанецкий

2. У. Томас

3. Р. Мертон

4. Дж. Мид

12. Направленность трудов ученых на критику капиталистического общества присуща представителям:

1. Структурного функционализма

2. Символического интеракционизма

3. Бихевиоризма

4. Франкфуртской школы


razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-v-yunosheskom-vozraste.html
razvitie-tvorcheskogo-potenciala-uchashihsya-odarennih-detej.html
    PR.RU™