Развитие советской культуры в 1920–1930-е гг.

Культурная революция рассматривалась большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основной задачей в этой области являлось создание новой (социалистической) культуры и подъем общего культурного уровня народа. преследовали. Наиболее значительной из общественных культурно-просветительских и литературно-художественных организации послереволюционных лет был Пролеткульт. Пролеткультовское движение ставило перед собой задачу создания новой пролетарской культуры и подчинения искусства целям пролетарской борьбы. Во второй половине 20-х гг. над общественными литературными, просветительскими и другими организациями, в том числе коммунистическими был установлен более жесткий контроль, а в начале 1930-х их деятельность полностью прекратилась. Были созданы органы отраслевого управления культурой - Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Всесоюзный комитет по делам искусства (1936) и др. Проводилась унификация и регламентация культуры, ее подчинение общим идеологическим принципам. Творческая интеллигенция объединялась в единые общесоюзные организации - Союз советских архитекторов, композиторов (1932), писателей, художников (1934). Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию (К.А. Тимирязев, И.П. Павлов, Н.Е. Жуковский и др.). В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы ("философский пароход"), художники и литераторы, некоторые добровольно покинули Россию. Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведений некоторых авторов (Н.С. Гумилева, А.П. Платонова). С 1927г. начались гонения на творчество С.А. Есенина.

Развернулась борьба с религией. В 1927г. советская власть ликвидировала патриаршество (которое было восстановлено лишь в 1943г.), после чего началось очередное массированное наступление на все религии.

Тяжелым наследием дореволюционной России являлась массовая неграмотность. Конституция РСФСР закрепила право на "полное, всестороннее и бесплатное образование. Доля грамотных среди населения выросла с 40% в 1917 г. до 90% в 1939г. С 1930г. в стране вводилось всеобщее обязательное начальное образование. В годы второй и третьей пятилетки было введено всеобщее семилетнее (неполное среднее) образование. В то же время, в сельской местности оставались еще много неграмотных (23%).



Перед руководителями советской власти стояла задача восстановить научный потенциал страны и поставить его на службу социалистическому строительству. Успешно трудились в эти годы А.Ф. Иоффе и Д.С. Рождественский (в области расщепления атома лития, В.И. Вернадский (биохимия и учение о биосфере) и др. Главной особенностью развития науки в 30-е годы стала ее ориентация на практические, иногда утилитарно-производственные нужды страны. Велись исследования в области ядерной физики. При этом ряд научных направлений были закрыты как "ложные": прекратились исследования в области молекулярной биологии, кибернетики, гелиобиологии.

С середины 30-х гг. начался пересмотр отечественной истории. С 1934 г. в школах было восстановлено преподавание гражданской истории и географии, снова открыты исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах.

В послереволюционные годы ситуация в области литературы и искусства серьезно изменилась. Значительная часть писателей и художников восприняла задачи культурной революции. В этом направлении развивалось творчество дореволюционного авангарда. В 20-е гг. появилось новое поколение творческой интеллигенции. В его составе выделялись А.А. Фадеев, М.А. Шолохов, С.М. Эйзенштейн и др. В августе 1918-1920 гг. был создан Всероссийский союз пролетарских писателей, РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф.В. Гладков, А.А. Фадеев и др. В первые годы нэпа возникли литературно-художественные группы: " Октябрь" (1922), " Левый фронт искусств " (ЛЕФ, 1922) и др. Безусловный приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве А.П. Платонов, Е.И. Замятин, М.А. Булгаков и др.

Революция способствовала развитию нового режиссерского театра. В конце 1920г. В.Э. Мейерхольдом была выдвинута программа "Театральный Октябрь", воплощенная на сцене 1-го театра РСФСР. В 30-е гг. в кинематографе появилось звукового кино. Было создано немало выдающихся картин режиссеров С. Юткевича, С. Герасимова, братьев Васильевых и др.



Среди живописцев и графиков в 20-е гг. развернулась борьба, аналогичная происходившей в литературе. Возникли такие творческие группы Ассоциация художников революционной России "Четыре искусства", общество художников-станковистов. В архитектуре представители дореволюционной школы стали участниками реализации проектов упорядоченного развития больших городов. Ведущим направлением новой советской архитектуры стал конструктивизм, разрабатывались художественные формы на основе функционального назначения вещей. В скульптуре оставался актуальным монументализм. В 1930-е-гг. было завершено строительство каменного здания Мавзолея купола Московского планетария, Дом Совета Министров СССР, гостиница "Москва" и др. Одновременно в Москве была потеряна значительная часть исторической застройки. В ходе искоренения инакомыслия развернулась борьба против так называемого формализма в творчестве Д. Шостаковиач, В. Мейерхольад, С. Эйзенштейна, Б. Пастернак и др. Репрессии затронули многих деятелей науки (академик О.Ю. Шмидт , Л.Д. Ландау, С.П. Королев, А.Н. Туполев, Н.И. Вавилов, историк Е.В. Тарле).

Составной частью отечественной культуры была культура Русского Зарубежья. В эмиграции новых высот достигли представители естественных и технических наук: И.И. Сикорский С.П. Тимошенко , В.К. Зворыкин и др. Гуманитарные науки развивали историки П.Н. Милюков, Г.В. Вернадский , социолог П. Сорокин и др. философы Н.А. Бердяев , С. Булгаков и др. Представители русского зарубежья внесли заметный вклад в развитие общественной мысли. Одним из ее направлений было евразийство и сменовеховство (от названия сборника "Смена вех", вышедшего в 1921 г. в Праге) . Рассуждения об особом предназначении России, а также приверженность "исторической идее великодержавности" сближали сменовеховцев с идеологами евразийства.

Итоги преобразований первых лет советской власти в области культуры были далеко неоднозначны. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, ощущался подъем активности творческой интеллигенции, который выразился в организации новых и возрождение старых обществ и объединений, создании ценностей в области духовной и материальной культуры. С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно-правительственного аппарата.


razvitie-tvorcheskoj-aktivnosti.html
razvitie-u-detej-sposobnosti-k.html
    PR.RU™