Развитие технопарков и бизнес-инкубаторов как направление государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Бизнес-инкубатор представляет собой структуру, которая оказывает поддержку предприятиям на стадии инкубационного периода, когда осуществляются первые шаги его становления. Этот этап обычно связан с материальными вложениями в организацию рабочего пространства, такими как льготная аренда помещения, доступ к офисному оборудованию, консалтинговые услуги.

Цель бизнес-инкубатора это создание благоприятных условий для возникновения и развития начинающих и молодых новаторских предприятий, независимо от форм собственности, с целью их укрепления, повышения конкурентоспособности и адаптации к условиям внешней экономической среды.

Результатом участия в бизнес-инкубаторе является выпуск успешных компаний, которые через три года должны самостоятельно существовать и успешно развиваться. Бизнес-инкубаторы признаны одной из наиболее эффективных и перспективных форм поддержки предпринимательства, что подтверждается мировой статистикой.

Национальное содружество бизнес-инкубаторов России насчитывает к настоящему времени свыше 70-ти организаций почти в 40 регионах России.

Задачи бизнес-инкубатора: · Оздоровление экономической активности региона, развитие внутренних рынков, диверсификация региона. · Рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности, а, следовательно, расширение налогооблагаемой базы региона и государства. · Наиболее полное использование ресурсов региона, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр. · Повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и ноу-хау. · Создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики (крупный бизнес, государственный, финансовый сектор и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем. · Рост занятости и уровня жизни населении. · Повышение выживаемости субъектов малого предпринимательства.

Технопарки -- агломерация наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупного университета, института, лаборатории. Основная задача парка -- сокращение сроков внедрения научных идей в практику. Парки располагают специальной инфраструктурой (здания, сооружения, телекоммуникации; которая наряду с определенными налоговыми льготами предоставляется новым наукоемким фирмам.

Технопарки функционируют в общем поле так называемых зонтичных структур. Эти структуры призваны обслуживать начинающих предпринимателей, ученых, разработчиков, инженеров с целью обеспечить быстрое и прямое внедрение разработок и бизнес-планов. Специфика технопарка -- научные, конструкторские и технологические разработки, связанные с высокими технологиями (hi-tech).



Автор идеи представляет администрации технопарка свой проект, написанный в виде бизнес-плана. Если проект одобряется, то с автором заключается контракт обычно на 2 -- 3 года (в течение которых он может быть и расторгнут, если стороны не выполняют записанных в нем условий) и автор становится клиентом технопарка. Ему предоставляют "ячейку" -- производственный модуль технопарка, где он и работает. Клиенты технопарков на льготных условиях пользуются телекоммуникационными услугами, бухгалтерией, консультациями управленцев, юристов и т. п., причем тут же, на месте. Нет необходимости искать нужного специалиста на стороне -- все они здесь имеются. Для оплаты этих услуг и других расходов, связанных с выполнением проекта, клиенты получают от технопарка кредит (иногда его предоставляют банки или заинтересованные фирмы). Все это входит в перечень сервисных услуг технопарка. В этом и заключается зонтичность. Этот сервис становится эффективным и начинает приносить доход технопарку (а значит, и вузу или научному центру, обычно учреждающему технопарк), когда проекты будут наиболее эффективными и прибыльными.

Ключевую роль в становлении малого инновационного предпринимательства призвана сыграть система институтов его поддержки, или инновационная инфраструктура. Она, судя по опыту стран развитой рыночной экономики, включает три главных функциональных блока. Это блоки: а) специализированных организаций поддержки и обслуживания малых инновационных фирм; б) центров выращивания последних; в) зон (территорий) инновационного предпринимательства. При этом элементы первой группы можно рассматривать в качестве объектов общей рыночной инфраструктуры, а второй и третий - объектов инфраструктуры как малого бизнеса в целом, так и малого инновационного предпринимательства в частности.



К первому функциональному блоку относятся следующие подсистемы: 1) информационного обеспечения; 2) экспертизы; 3) финансово-экономического обеспечения; 4) сертификации наукоемкой продукции; 5) патентования и лицензирования; 6) подготовки и переподготовки кадров; 7) лизинговые центры; 8) консультационная служба (маркетинг, менеджмент и др.); 9) фирм специализированных услуг (бухгалтерских, аудиторских, рекламных и др.); 10) фирмы - технологические посредники. Все названные подсистемы находятся в России в начальной стадии формирования (пожалуй, относительно продвинутым можно считать состояние информационного обеспечения, подготовки кадров и консалтинговых услуг).

Второй и третий функциональные блоки инновационной инфраструктуры представлены “центрами выращивания” (инкубаторами) бизнеса, в том числе малых инновационных фирм, а также научными и технологическими парками.

Первый российский научный парк был создан в Томске в 1990 году. В своем развитии он пережил три этапа. Он был организован как ассоциация государственных учреждений со 100%-й государственной собственностью. Его учредили в то время Государственный комитет по образованию СССР, Минвуз России, властные структуры региона, ведущие вузы города, Томский научный центр СО РАН и промышленные крупные предприятия. Затем он был реформирован в АОЗТ, в котором государственная собственность составляла уже около 3% и появились акционеры физические лица (200 ведущих ученых, преподавателей вузов и инженеров Томска). И наконец, переживая большие экономические трудности из-за неудач в коммерческой деятельности, в 1995 году технопарк был реорганизован и его правопреемником стало АООТ Томский международный деловой центр "Технопарк". Технопарк сыграл существенную роль в формировании рыночной инфраструктуры в Томской области. Он помог появиться на свет более чем 200 малым предприятиям и фирмам с различными формами собственности и направлениями деятельности, которые функционируют до настоящего времени.

Сейчас в России 56 технопарков. Некоторые уже прошли период становления и успешно работают, признаны международными экспертами (например, технополис Зеленоград в Свердловской области, технопарки в Уфе и Томске, Международный центр развития науки и технологий “Дубна”). В этих структурах функционируют 900 инновационных фирм и 150 малых обслуживающих фирм, создано свыше 7 тысяч новых рабочих мест.

Опыт последних лет показывает, что в развитии и бизнес-инкубаторов, и малого бизнеса в целом заинтересованы, в первую очередь, муниципальные власти. Они наиболее восприимчивы к новым формам и методам стимулирования развития малого бизнеса и охотно изучают передовой опыт по этой тематике. В последние годы именно Мэрии средних и малых городов просят помощи в вопросах создания и организации деятельности бизнес-инкубаторов. Доля малых предприятий в налоговых поступлениях в муниципальный бюджет стала достигать 15 - 25 процентов, что существенно изменило отношение властей к малой экономике. Таким образом, в ближайшее время наибольшего успеха следует ожидать от включения в оборот возможностей муниципального уровня для развития бизнес-инкубирования и поддержки малого предпринимательства.Однако, государство, безусловно, по-прежнему играет главную роль в создании рамочных условий для развития бизнеса, в том числе и через бизнес-инкубирование. Задачи государства по отношению к малому предпринимательству состоят в формировании государственной политики, разработке законодательных актов, создании эффективной ресурсной (имущественной, банковской и кредитной) системы поддержки МП.Для координации деятельности в 1997 году бизнес-инкубаторы России создали свою ассоциацию - НП "Национальное содружество бизнес-инкубаторов" (НСБИ).По своей сути НСБИ играет роль накопителя технологий поддержки малого предпринимательства, и каждый член НСБИ становится активным участником этого процесса, делясь с коллегами своими проблемами и достижениями и имея доступ к коллективному опыту.

Сегодня НСБИ изучает и систематизирует накопленный в России опыт развития предпринимательства с использованием механизмов бизнес-инкубации, подводит промежуточные итоги практической деятельности и решения ряда теоретических, методических и организационных проблем. Национальным содружеством бизнес-инкубаторов России частично решается задача изучения и создания методик адаптации наиболее интересного западного опыта в создании БИ с целью выработки единого подхода и практических рекомендаций, которые позволят существенно сократить риски, повысить эффективность работы новых инкубаторов бизнеса и тиражировать удачный российский опыт в разные регионы страны. На сегодняшний день Национальное содружество бизнес-инкубаторов насчитывает 65 бизнес-инкубаторов и организаций, поддерживающих развитие малого предпринимательства в России.

НСБИ регулярно проводит семинары по подготовке кадров для организации БИ в регионах, организует выставки, готовит методические материалы, предоставляет информацию по вопросам поддержки малого предпринимательства через систему БИ. Основная деятельность НСБИ ориентирована на увеличение числа действующих БИ в России и обеспечение через них комфортных условий для развития малого предпринимательства.

Одна из наиболее привлекательных черт инкубаторов малого бизнеса в современных российских условиях заключается в том, что они могут не только содействовать развитию предпринимательства в регионах, но и быть использованы как инструмент развития региональных, производственных, интеллектуальных и других ресурсов, которые на сегодняшний день не нашли достойного применения в складывающейся рыночной системе.


razvitiya-organizacionnoj-podsistemi.html
razvitiya-rossijskoj-federacii.html
    PR.RU™