Развитие волевых качеств личности.

Структура психики.

Традиционно выделяют 3 пласта психики:

Бессознательное — информация об этом пласте, в принципе, не осознается.

Подсознание — содержит информацию, которая когда-то была в сознании, обобщенный "автоматический" опыт человека. Подсознание включает навыки, привычки, автоматизмы, интуицию. Подсознания является фильтром пропускающим информацию из бессознательного в сознание и наоборот. Автоматизмы — это действия, когда-то усвоенные человеком и теперь повторяемые автоматически. Комплексы — это то значимое для него, что человек не может реализовать в себе. Наиболее известные комплексы — "наполеона", нарциссизма, неполноценности, застенчивости. Интуиция (инсайт, озарение) — процесс "выплывания" информации из подсознания на поверхность сознания.

Сознание — высший уровень развития психики, сфера знания, опыта и культуры. Благодаря сознанию формируется внутренняя модель внешнего мира, в следствие чего становится возможным его познание и преобразование.

функции созн-ия:

–отражение

–регулятивно-оценочную

–рефлексивную

–порождающую

Благодаря сознанию, человек может построить модель своей личности и на этой основе строить взаимоотношения с другими людьми.

4. Внимание - психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.

Виды:

Социально обусловленное–складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственноене управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованноерегулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное (пассивное), в возникновении которого наше намерение не принимает участия

Произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли.

Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании.

Пути развития внимания.

Различают естественный и искусственный пути развития внимания. Естественный путь обусловлен медленными биологическими процессами развития самой психики человека. Искусственный же путь предполагает интенсификацию развития за счет различных психологических приемов и технологий и требует периодического закрепления приобретенных качеств. Наиболее существенное влияние на развитие внимания оказывают факторы:
- речь, развиваемая под воздействием обучения;
- копирование (подражание) поведения взрослых людей;
- умственная деятельность.



4. Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Оно возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, чего человек непосредственно не воспринимал и не воспринимает.

Виды:

1. Непроизвольное (или пассивное), то есть образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения).

2. Произвольное (или активное) - пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы.

3. Мечта - своеобразный вид воображения – это представление желаемого будущего. Она может быть полезной и вредной.

Пути развития воображения

а) всемерное увеличение запаса представлений;

б) развитие способности мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слышать его внутренним зрением и слухом, представлять его себе не как-нибудь, не вообще, не приблизительно, а во всех деталях и подробностях, которые его характеризуют;

в) развитие способности инициативного воображения;

г) активная помощь со стороны, когда воображение иссякает и больше не дает результатов.

д) систематическое упражнение способности воображения в процессе активной творческой работы.

5. Память– форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.



Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Виды:

Двигательная (или моторная)— это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.

Эмоциональная— это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

Образная— это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др.

Словесно-логическая выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли.

Процессы памяти: запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Пути развития памяти:

1. Последовательные ассоциации. Смысл метода заключается в запоминании слов благодаря выстраиванию ассоциаций.

2. Фонетические ассоциации. Очень часто данный метод применяется для запоминания иностранных слов и цифр. Заключается во вспоминании похожих ассоциаций к иностранному слову.

3. Метод логических закономерностей. Если выполняется запоминание фигур в определенной последовательности, например круг-квадрат-треугольник, человек может провести закономерности “круг – знак совершенства и постояноства; квадрат – знак спокойствия и надежности; треугольник – знак прогресса и энергии”.

4. Метод “ОЧОГ”. Данный метод на протяжении многих лет успешно применяется при обучении студентов в большинстве европейских стран. Название метода произошло от заглавных букв основных этапов метода: Ориентировка в тексте с целью распознания ключевой его идеи; повторное Чтение с одновременным выделением основных деталей; Обзор текста для более полного понимания правильности его изложения и выделения основной и второстепенной мысли; выделение Главной мысли в процессе пересказа текста.

5. Автобиографические ассоциации. Многим людям очень тяжело дается применение методов развития памяти, требующих глубокого вовлечения в обучающий процесс воображения. Именно для таких людей создан метод “автобиографические ассоциации”, предполагающий работу не с выдуманными, а с реальными жизненными ситуациями. Для применения данного метода используются как жизненные ситуации, произошедшие с самим человеком, так и с его друзьями, родственниками, а также даты исторических событий.

6. Оживление. Метод прекрасно развивает не только память, но и фантазию. Заключается в представлении в фантазии человека картин, которые знаменуют запоминающийся предмет. В случае с необходимостью запомнить информацию, представленную в виде цифр (например, исторические даты), человек использует визуализацию, что способствует расширению существующих границ памяти.

7. Повторение. Многие люди используют данный прием как основной метод развития памяти.

8. Трансформация. Метод заключается в трансформации воображаемого образа. Например, яркий предмет мы можем трансформировать в черно-белый, объемный предмет – в плоский.

9. Вхождение. Один из наиболее действенных, но и наиболее сложных способов развития памяти. Человек, размышляя об определенном образе, картинке либо фильме, мысленно входит внутрь образа. Когда человек побывает внутри картинки / фильма, он почувствует тесную связь между происходящим в ней / нем действии и данные воспоминания надолго останутся в его памяти, так как человек сам является непосредственным участником происходящих событий.

10. Метод Цицерона. Метод называется в честь великого императора, философа и оратора Цицерона и заключается в следующем: предмет, о котором необходимо вспомнить, оставлялся в одной из хорошо знакомых комнат. Для того, чтобы найти искомый предмет, необходимо было вспомнить комнату, в которой его оставили.

6. Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Эмоции— это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции —это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства.

Формирование и развитие эмоциональной культуры личности:

1 направление: личностно-ориентированный подход в формировании эмоциональной культуры. Центром такого подхода является человек. Предполагает создание условий для развития эмоциональной сферы учащихся: обогащение личного эмоционального опыта, создание положительной эмоциональной среды, использование диалогической формы межличностного общения, основанного на положительных эмоциях.

2 направление: деятельностная основа формирования эмоциональной культуры. Суть данного направления заключается в следующем:

- формирование на начальном этапе эмпатии и толерантности;

- обогащение словаря учащихся словами-наименованиями эмоций и использование знаний в коммуникативной деятельности;

- развитие и активизация воображения как вида деятельности.

3 направление: культурный компонент формирования эмоциональной культуры. Эмоциональная культура как часть общей культуры человека не может формироваться изолированно. Она обязательно опирается на такие виды искусства как народная культура, классическая, эстрадная, театр, музей (настоящий или импровизированный), искусство слова, которые, в свою очередь, являются частью духовной культуры. На этой основе развиваются эстетические, социальные эмоции.

4 направление: коммуникативная основа эмоциональной культуры. Эмоции проявляются в общении или могут быть результатом общения. Коммуникативная деятельность предполагает, что эмоции – один из основных компонентов общения.

7. Воля ­– психическая функция постаналитического характера, итоговый результат выполнения который всегда оригинален (в своей мотивирующий сущности) во всех проявлениях, в силу уникальности процесса анализа информации индивидуумом. Иными словами, воля заключается в способности индивида к сознательному управлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей

Структура психики.

Традиционно выделяют 3 пласта психики:

Бессознательное — информация об этом пласте, в принципе, не осознается.

Подсознание — содержит информацию, которая когда-то была в сознании, обобщенный "автоматический" опыт человека. Подсознание включает навыки, привычки, автоматизмы, интуицию. Подсознания является фильтром пропускающим информацию из бессознательного в сознание и наоборот. Автоматизмы — это действия, когда-то усвоенные человеком и теперь повторяемые автоматически. Комплексы — это то значимое для него, что человек не может реализовать в себе. Наиболее известные комплексы — "наполеона", нарциссизма, неполноценности, застенчивости. Интуиция (инсайт, озарение) — процесс "выплывания" информации из подсознания на поверхность сознания.

Сознание — высший уровень развития психики, сфера знания, опыта и культуры. Благодаря сознанию формируется внутренняя модель внешнего мира, в следствие чего становится возможным его познание и преобразование.

функции созн-ия:

–отражение

–регулятивно-оценочную

–рефлексивную

–порождающую

Благодаря сознанию, человек может построить модель своей личности и на этой основе строить взаимоотношения с другими людьми.

4. Внимание - психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.

Виды:

Социально обусловленное–складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственноене управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованноерегулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное (пассивное), в возникновении которого наше намерение не принимает участия

Произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли.

Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании.

Пути развития внимания.

Различают естественный и искусственный пути развития внимания. Естественный путь обусловлен медленными биологическими процессами развития самой психики человека. Искусственный же путь предполагает интенсификацию развития за счет различных психологических приемов и технологий и требует периодического закрепления приобретенных качеств. Наиболее существенное влияние на развитие внимания оказывают факторы:
- речь, развиваемая под воздействием обучения;
- копирование (подражание) поведения взрослых людей;
- умственная деятельность.

4. Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Оно возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, чего человек непосредственно не воспринимал и не воспринимает.

Виды:

1. Непроизвольное (или пассивное), то есть образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения).

2. Произвольное (или активное) - пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы.

3. Мечта - своеобразный вид воображения – это представление желаемого будущего. Она может быть полезной и вредной.

Пути развития воображения

а) всемерное увеличение запаса представлений;

б) развитие способности мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слышать его внутренним зрением и слухом, представлять его себе не как-нибудь, не вообще, не приблизительно, а во всех деталях и подробностях, которые его характеризуют;

в) развитие способности инициативного воображения;

г) активная помощь со стороны, когда воображение иссякает и больше не дает результатов.

д) систематическое упражнение способности воображения в процессе активной творческой работы.

5. Память– форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Виды:

Двигательная (или моторная)— это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.

Эмоциональная— это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

Образная— это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др.

Словесно-логическая выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли.

Процессы памяти: запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Пути развития памяти:

1. Последовательные ассоциации. Смысл метода заключается в запоминании слов благодаря выстраиванию ассоциаций.

2. Фонетические ассоциации. Очень часто данный метод применяется для запоминания иностранных слов и цифр. Заключается во вспоминании похожих ассоциаций к иностранному слову.

3. Метод логических закономерностей. Если выполняется запоминание фигур в определенной последовательности, например круг-квадрат-треугольник, человек может провести закономерности “круг – знак совершенства и постояноства; квадрат – знак спокойствия и надежности; треугольник – знак прогресса и энергии”.

4. Метод “ОЧОГ”. Данный метод на протяжении многих лет успешно применяется при обучении студентов в большинстве европейских стран. Название метода произошло от заглавных букв основных этапов метода: Ориентировка в тексте с целью распознания ключевой его идеи; повторное Чтение с одновременным выделением основных деталей; Обзор текста для более полного понимания правильности его изложения и выделения основной и второстепенной мысли; выделение Главной мысли в процессе пересказа текста.

5. Автобиографические ассоциации. Многим людям очень тяжело дается применение методов развития памяти, требующих глубокого вовлечения в обучающий процесс воображения. Именно для таких людей создан метод “автобиографические ассоциации”, предполагающий работу не с выдуманными, а с реальными жизненными ситуациями. Для применения данного метода используются как жизненные ситуации, произошедшие с самим человеком, так и с его друзьями, родственниками, а также даты исторических событий.

6. Оживление. Метод прекрасно развивает не только память, но и фантазию. Заключается в представлении в фантазии человека картин, которые знаменуют запоминающийся предмет. В случае с необходимостью запомнить информацию, представленную в виде цифр (например, исторические даты), человек использует визуализацию, что способствует расширению существующих границ памяти.

7. Повторение. Многие люди используют данный прием как основной метод развития памяти.

8. Трансформация. Метод заключается в трансформации воображаемого образа. Например, яркий предмет мы можем трансформировать в черно-белый, объемный предмет – в плоский.

9. Вхождение. Один из наиболее действенных, но и наиболее сложных способов развития памяти. Человек, размышляя об определенном образе, картинке либо фильме, мысленно входит внутрь образа. Когда человек побывает внутри картинки / фильма, он почувствует тесную связь между происходящим в ней / нем действии и данные воспоминания надолго останутся в его памяти, так как человек сам является непосредственным участником происходящих событий.

10. Метод Цицерона. Метод называется в честь великого императора, философа и оратора Цицерона и заключается в следующем: предмет, о котором необходимо вспомнить, оставлялся в одной из хорошо знакомых комнат. Для того, чтобы найти искомый предмет, необходимо было вспомнить комнату, в которой его оставили.

6. Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Эмоции— это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции —это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства.

Формирование и развитие эмоциональной культуры личности:

1 направление: личностно-ориентированный подход в формировании эмоциональной культуры. Центром такого подхода является человек. Предполагает создание условий для развития эмоциональной сферы учащихся: обогащение личного эмоционального опыта, создание положительной эмоциональной среды, использование диалогической формы межличностного общения, основанного на положительных эмоциях.

2 направление: деятельностная основа формирования эмоциональной культуры. Суть данного направления заключается в следующем:

- формирование на начальном этапе эмпатии и толерантности;

- обогащение словаря учащихся словами-наименованиями эмоций и использование знаний в коммуникативной деятельности;

- развитие и активизация воображения как вида деятельности.

3 направление: культурный компонент формирования эмоциональной культуры. Эмоциональная культура как часть общей культуры человека не может формироваться изолированно. Она обязательно опирается на такие виды искусства как народная культура, классическая, эстрадная, театр, музей (настоящий или импровизированный), искусство слова, которые, в свою очередь, являются частью духовной культуры. На этой основе развиваются эстетические, социальные эмоции.

4 направление: коммуникативная основа эмоциональной культуры. Эмоции проявляются в общении или могут быть результатом общения. Коммуникативная деятельность предполагает, что эмоции – один из основных компонентов общения.

7. Воля ­– психическая функция постаналитического характера, итоговый результат выполнения который всегда оригинален (в своей мотивирующий сущности) во всех проявлениях, в силу уникальности процесса анализа информации индивидуумом. Иными словами, воля заключается в способности индивида к сознательному управлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей

Развитие волевых качеств личности.

- разностороннее развитие (не замыкаться на одном-двух видах деятельности),
-предъявление к ребенку достаточно высоких требований,
-требовательность к себе (речь идет о родителях),
-последовательность,
-разумный баланс между мягкостью и суровостью,
-приучение к дисциплине, к тому, что есть вещи, безоговорочно обязательные для выполнения,
-развитие физического здоровья,
-формирование адекватной самооценки и реалистичного мировоззрения,
-развитие здоровой критичности и самокритичности,
-борьба с малодушием и самообманом,
-знакомство с биографиями выдающихся, успешных людей.

8. Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.


read-text-1b-and-answer-the-following-questions.html
read-text-9b-and-answer-the-following-questions.html
    PR.RU™