Развитие воображения и фантазии у детей дошкольного возраста

Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы они могли усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановиться. Значит, воображение и фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 4 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Воображение тесно связано с изодеятельностью, вся совместная деятельность с детьми направлена на развитие фантазии. Так же воображение связано и с музыкой.

Большое внимание уделяется играм разного направления, так как почти во всех видах игр идет работа по развитию воображения. Дидактические игры: «На что похожи облака» или «Смешные животные» - цель таких игр развить воображение, наблюдательность.

Следует обратить внимание на сюжетно-ролевую игру, ведь игра- естественный для ребенка вид творческой деятельности. В процессе игры малыш на основе знакомых ему ситуаций из окружающей жизни создает воображаемую ситуацию, новые образы, принадлежащие ему одному. В сюжетно-ролевых играх так же ребенку надо научиться вжиться в эту роль, что бы игра была интересной, а это тоже воображение. И этому тоже нужно учить.

Большую роль в развитии воображения играют игры-драматизации, постановка небольших сценок, спектаклей. Для развития воображения предлагаем детям разные задания, например: «Представьте себе море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. А теперь быстро встали и побежали к морю. Прыгнули в море и поплыли». Даем задания, такие как: «Пройдитесь как старая бабушка, как царевна».

Мимические этюды. Один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов то, о чем говориться.

Упражнения с воображаемыми предметами, типа: «Представьте себе мяч, возьмите его, подбросьте его, бросьте его своему другу» и т. д.

Игры такого типа: все становимся в круг и по команде начинаем делать разные произвольные движения. По сигналу все играющие замирают в разных позах. Затем воспитатель или родитель спрашивает, что ребенок задумал и показал.



Учим детей отгадывать и придумывать загадки: покажи своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был. Работая над развитием творческих способностей, обратились к сказкам. Вначале читаем сказку, а затем проводим беседу по вопросам. В конце беседы даем задание: «Придумайте и расскажите новую сказку про этих же героев. Покажите их такими, как вам хочется».

Изучение работ практической изодеятельности показало, что дети не всегда точно могут произвести зрительный анализ формы предмета, не могут выделить и определить его пропорции и величину, положение в пространстве. Дети испытывают трудности в передаче формы, строения, цвета предмета в соответствии с натурой; расположении изображения предмета в центе листа, правильного соотношения частей, линией выявляя очертания предмета.

В работе по приобщению детей к изобразительной деятельности перед нами стоят три основные задачи:

1. Вызвать у детей интерес к рисованию (и лепке).

2. Создать благоприятные условия для того, что бы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.

3. Подводить детей к пониманию того, что очертания, пятна, линии и т. п. могут что-то изображать. Поддерживать попытки ребенка сравнивать и называть эти изображения по ассоциациям со знакомыми ему объектами окружающего мира. 4. Побуждать детей вносить в рисунки (лепку) дополнения.

В процессе свободного рисования дети стремятся что-то изобразить доступными им средствами выразительности (линией, формой, цветом). Из собственного опыта вы знаете, что рисовать даже взрослому человеку довольно трудно, тем более, это необычайно сложно сделать маленькому ребенку. Жизненный опыт у него ограничен, мелкая мускулатура рук развита слабо, а, следовательно, надо помнить о том, что это стоило ему огромных усилий, и ребенок заслуживает похвалы.



Создавая изображение, он не только испытывает потребность выплеснуть свои чувства на лист бумаги, ему нужен «благодарный зритель»

а) Поинтересуйтесь, что он изобразил.

б) Увидев слабые стороны его произведения, соответствующими вопросами побудите его к усовершенствованию работы, внесению в нее некоторых изменений и дополнений.

в) Если ребенок отвечает: «А я не умею рисовать… » (травку, не торопитесь с показом способов изображения (травки). Прежде напомните малышу, как она выглядит (иллюстрация, живой пример).

г) Если эти методы не помогают, то на отдельном листе бумаги покажите несколько способов изображения травы.

Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности, сущность процесса заключается в построении образа продуктов труда.

На занятиях по лепке, аппликации, конструированию, рисованию, можно предложить детям изменить постройку, поделку, добавив или убрав какие- то детали, дорисовать незаконченное изображение. Большие возможности для развития познавательных способностей детей заложены в заданиях, предполагающих действия с наглядными моделями: схемами, макетами, символическими изображениями.

Еще одно направление - формирование способностей к словесному творчеству. Это прежде всего занятия по обучению рассказыванию, специальные словесные игры и упражнения. Эти занятия являются наиболее сложными для детей с ОНР. Задания, используемые в третьем направлении коррекционной работы, следует тщательно отбирать, учитывая речевые возможности детей и тяжесть речевого дефекта.

Сделать первый шаг на пути к самостоятельному творчеству для ребенка означает научиться понимать, что реальные предметы в игре можно заменять другими предметами и игрушками, т. е. овладеть игровым замещением.

Все взрослые, которые работают с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии: педагоги, родители должны всячески поощрять творческие проявления детей, помогать им развивать направленное, продуктивное воображение. И тогда все усилия, приложенные к работе с такими детьми, окажутся ненапрасными.

Игры и упражнения на развитие воображения: «Комбинирование», «Пантомима», «Нелепицы», «На что похожи кляксы?», «Что было бы, если…?» и др.

Итог занятия. Рефлексия

Родители отвечают на вопросы:

ü Что беспокоит сейчас родителей?

ü Что хотели бы обсудить?

ü Ваши пожелания на следующую встречу.

ЗАНЯТИЕ 10. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Цели: дать родителям представление об особенности эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе с ограниченными возможностями. Формирование произвольности самоконтроля при выполнении работы у детей с отклонениями в развитии.

Материалы и оборудование


read-the-article-again-and-say-whether-these-statements-are-true-t-false-f-or-there-is-not-enough-information-n-give-your-reasons.html
read-the-article-and-write-a-letter-to-your-friend-in-which-tell-himher-what-interesting-things-youve-learnt-from-the-text-see-appendix-3-on-p109.html
    PR.RU™